АвтожурналОбзоры авто → ГАЗ-67Б - Армейский внедорожник эпохи СССР
Главная Контакты Карта сайта
Автомобильный журнал

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
  • DustColl Perdibekob: А что за лимита со сто первого километра, ездит с кодом «101″? Его в таблице что-то...
  • Сергей Мальцев: То что надо, давно искал, спасибо!
  • Andrew Fedoskin: Использование Биокатализатора горения топлива MPG-CAPS снижает выбросы вредных веществ в атмосферу...
  • Сергей Мальцев: Спасибо, полезная программа для владельцев 99.
  • Эльдар Онлайн: Agera R — Быстрее чем Бугатти!

ГАЗ-67Б — Армейский внедорожник эпохи СССР

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б стал наследником и преемником модели ГАЗ- 64, первого советского армейского внедорожника. Конструктор Виталий Грачев при модернизации своих моделей не использовал индекс «А», сразу переходя к «Б».

Советские конструкторы начали разрабатывать автомобили повышенной проходимости задолго до войны, в середине 30-х годов стало очевидно, что лучшее решение привод на все оси. Но для воплощения этой идеи необходимы были шарниры равных угловых скоростей, через которые приводили бы передние, управляемые колеса.

И когда в СССР подготовили производство таких шарниров, Виталий Грачев приступил к созданию полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-61, он имел кузов ГАЗ-М1, который был установлен на шасси повышенной проходимости, и шестицилиндровым двигателем мощностью от 76 до 85 л.с.

ГАЗ-61

ГАЗ-61

Виталий Грачев на испытаниях ГАЗ-61

Виталий Грачев на испытаниях ГАЗ-61

 

Машина выпускалась с кузовами седан, фаэтон и пикап. Дорожный просвет 210 мм позволял ей преодолевать серьезное бездорожье, по стандартам того времени этот автомобиль был чем-то вроде престижных современных внедорожников и предназначался прежде всего для высшего командного состава.

ГАЗ-61 Фаэтон

ГАЗ-61 Фаэтон

 

Наработанный опыт и агрегаты ГАЗ-61 существенно упростили и ускорили создание ГАЗ-64, а затем, а затем и ГАЗ-67. От своего престижного внедорожника, армейский автомобиль получил привод, только несколько упрощенный за счет отказа от промежуточного карданного вала. ГАЗ-64 был более чем на метр короче седана. А вот двигатель ГАЗ-64 был позаимствован у модели попроще – грузовика ГАЗ-2М.

ГАЗ-64

ГАЗ-64

 

ГАЗ-64 перед запуском в производство пришлось выдержать конкуренцию с разработкой научного автотракторного института «НАТИ», прототипом армейского разведывательного автомобиля АР. Оба имели одинаковые агрегаты, но спроектированы были по-разному. Виталий Грачев предпочел максимально упростить конструкцию рамы и кузова, Александр Андронов из «НАТИ», будущий главный конструктор москвичей, постарался достичь более высоких дорожных качеств. Высокая плавность хода и увеличенная мощность двигателя, сделали машину более динамичной, но ценой усложнения конструкции. Весной 1941 года руководство СССР и Красной Армии ознакомились с обоими автомобилями в кремле и сделали выбор в пользу более технологичного ГАЗ-64.

НАТИ-АР

НАТИ-АР

 

Одно из главных требований к подобным автомобилям – это высокая проходимость и в первую очередь геометрическая. У ГАЗ-67Б очень короткая база и очень короткие передние, и задние свесы – они обеспечивают огромные углы въезда и съезда. Если современные внедорожники гордятся тем, что у них угол въезда 28° и более, то ГАЗ-67Б мог предложить угол въезда до 90° и это не преувеличение, автомобиль мог преодолевать вертикальное препятствие высотой до полуметра, фактически эту границу устанавливает бампер.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б

 

Автомобиль, который создается в условиях войны, просто обязан быть максимально простым по конструкции. Таким и был ГАЗ-67Б, как его предшественники и одноклассники, например Willys и Ford GPW. Большинство панелей кузова сделаны из плоского гнутого листа, количество элементов, которые требовали в использовании сложного штамповочного оборудования сведено к минимуму. И конечно армейский внедорожник должен быть неприхотливым в эксплуатации, поэтому разработчики, под руководством Виталия Андреевича Грачева упростили конструкцию, у ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б не было понижающей передачи в раздаточной коробке и межосевого дифференциала, но это компенсировалось гибкостью двигателя.

Willys MB

Willys MB

 

Классический для тех времен капот не «аллигаторного» типа, а с двумя боковинами. В полевых условиях автомобиль должен ремонтироваться быстро, поэтому большая часть деталей должна быть доступна, в ГАЗ-67Б это обеспечено, хотя и не идеально.
Крутящего момента в 180 Н•м для сравнительно легкого автомобиля было более чем достаточно, настолько, что первую передачу рекомендовалось использовать только при буксировки прицепа, так что понижающая передача, в общем-то, была и не нужна.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б

 

Степень сжатия менее 5 позволяла использовать практический любой доступный бензин, ГАЗ-67 был действительно универсальным. С этой точки зрения он значительно превосходил своих заморских конкурентов, зато рассчитанные на высокооктановый бензин «Виллисы» развивали заметно большую мощность – 60 л.с. и это при меньшем рабочем объеме двигателя; 2.2 против 3.3 литра, к тому же они были на треть легче и поэтому развивали более высокую скорость.
Небольшая масса была продиктована требованиями американской армии, считалось, что автомобиль должны были способны вытащить два солдата, поэтому его масса не должна была превышать тонну. Советские солдаты должны были быть готовы к более серьезным нагрузкам, и масса 67 достигала 1200 и даже 1300 кг. В деле вытягивания автомобиля личному составу должны были помогать рожки на боковинах.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б

 

Основное отличие ГАЗ-67Б от ГАЗ- 64 было в ширине колеи, у 67Б она была больше на 200 см., это позволяло машине вписываться в среду «старших собратьев», т.е. более серьезных грузовиков.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б

 

Среди отличий ГАЗ-67 от ГАЗ-64 не только широкая колея, но и наличии дополнительного топливного бака объёмом 33 литра под сиденьем водителя. Для автомобиля с расходом не менее 13 литров на 100 км это существенная добавка, для внедорожника, да еще и армейского, важна не экономия сама по себе, а возможность реже заправляться. Самое заметное внешнее отличие 67 от 64 это расширители крыла, они стали необходимы, поскольку была увеличена колея, и машину нужно было защищать от грязи. Ветровое стекло, разумеется, было плоским, в 40-е годы, гнутые стекла не использовались даже на представительских автомобилях, не говоря уже о военных. Стекло могло менять свое положение от вертикального до горизонтального, но в боевых условиях стекло нужно было ставить вертикально для того, чтобы оно не давало бликов которые были бы заметны самолетам. Современным кабриолетам для складывания крыши нужно 20-30 секунд, в автомобиле времен войны из-за простоты его конструкции на это потребуется гораздо больше времени.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б

 

Интерьер в ГАЗ-67Б действительно спартанский, на передних сидениях еще можно рассчитывать на какой-то комфорт, а вот задняя скамейка будет тесновата даже для двух солдат с гимнастеркой, а ватники или шинели придется использовать на поверхности над колесными арками. Которая в принципе предназначена, так сказать, для ручной клади; оружие или рации, ведь багажника тут нет вообще.
На рабочем месте водителя на удивление просторно, до современных автомобилей высокого класса далековато, однако разместиться можно без особых сложностей. Дело упрощает отсутствие дверей и довольно широко расставленные педали.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б

 

Рулевая колонка стоит с заметным наклоном влево, более 10°, но это не очень мешает, отсутствие усилителей утомляет гораздо сильнее, как и коробка передач без синхронизаторов, переключаться приходилось двойным выжимом и перегазовкми, работа водителя в середине прошлого века требовала физической подготовки и определенных навыков. Willys с этой точки зрения отличается от ГАЗ-67 примерно также как Hummer от УАЗ Патриот. На американской машине уже тогда стояли синхронизаторы на вторую и третью передачу, а привод тормозов был гидравлическим. Меньше было и усилий на руле, отчасти из-за легкости машины в целом, так что управлять заокеанским внедорожником было и легче и проще. Это компенсировалось худшей проходимостью на раскатанной грузовиками колее и меньшим крутящим моментом двигателей, просто разные принципы конструирования, разные подходы.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б

 

Щиток приборов достался от ГАЗ-А и включает цифровой спидометр, за стеклом вращается барабан с числами, обозначающими скорость. ГАЗ-67Б отличался от ГАЗ-64 пониженной скоростью – 88 км/ч против 100, хотя мощность двигателя выросла, но из-за расширения колеи увеличилась и масса и площадь поперечного сечения.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б

 

Указатель запаса топлива выглядит тоже очень современно. Стеклянная трубка, в которой был виден уровень бензина, напоминает современный электронный дисплей. Минимализм приборов был обычным делом для автомобилей того времени, а уж для армейской машины был просто неизбежен. Большинство параметров водитель должен был контролировать сам, к тому же лишние приборы означают лишние провода и вследствие этого увеличение массы и усложнение сборки.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б

 

Короткая база и довольно жесткая подвеска стали причиной того, что «газовский» внедорожник подпрыгивал на неровностях, особенно без нагрузки, в просторечии «козлил». Считается что именно это стало поводом для появления прозвища «козел». Но автомобильный историк Андрей Стрелков напоминает, что еще ГАЗ-А иногда называли «коза», просто по сходству звучания, а там и до «козла» недалеко.

ГАЗ-67Б

ГАЗ-67Б

 

Уменьшить колебания кузова на неровностях помогло бы использование мощных амортизаторов, но у завода не было большого выбора, на ГАЗ-64 и ГАЗ-67 ставили гидравлические рычажные амортизаторы от ГАЗ-М1. Распространенные сегодня телескопические тогда не использовались, к тому же они более уязвимы в условиях бездорожья, а рычажные еще и компактнее.
Внедорожники ГАЗа не стали массовыми фронтовыми автомобилями, в этом им помешали не их собственные недостатки, а конкуренция, в том числе и внутренняя. На шасси ГАЗ-64 был разработан бронеавтомобиль БА-64, его выпускали почти вдвое больше, в течение военных лет было сделано около 9 тыс. БА-64 и БА-64Б и лишь примерно 5 тыс. ГАЗ-64, ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б вместе взятых.

БА-64

БА-64

 

Потребности красной армии в легких внедорожниках покрывали за счет поставок из США. По ленд-лизу СССР получил более 50 тыс. автомобилей Willys, Bantam и Ford GPW. Не зря у «газовских» вездеходов среди других прозвищ, было и «ХБВ» (Хочу Быть Виллисом). Зато ГАЗ взял свое после войны, ГАЗ-67Б выпускали до 1953 года, и число выпущенных автомобилей перевалило 90 тыс. Так созданный для армии вездеход оказался гораздо полезней в мирной жизни.

Видеоролик - Тест-драйв ГАЗ — 67


См. также


К записи "ГАЗ-67Б — Армейский внедорожник эпохи СССР" есть 1 комментарий

Советский джип, для того времени в самый раз, создавалась машина в спешке, поэтому есть и недостатки. Но в целом автомобиль удовлетворял запросы руководства страны и командования армии.


Оставить комментарий

Поиск по сайту

Видео

Избранное видео


Подписка

Подписка на обновления
 Вконтакте Facebook Twitter Google+