АвтожурналОбзоры авто → История ВАЗ 2101 «Копейка»
Главная Контакты Карта сайта
Автомобильный журнал

Комментарии

Присоединяйтесь к обсуждению
  • DustColl Perdibekob: А что за лимита со сто первого километра, ездит с кодом «101″? Его в таблице что-то...
  • Сергей Мальцев: То что надо, давно искал, спасибо!
  • Andrew Fedoskin: Использование Биокатализатора горения топлива MPG-CAPS снижает выбросы вредных веществ в атмосферу...
  • Сергей Мальцев: Спасибо, полезная программа для владельцев 99.
  • Эльдар Онлайн: Agera R — Быстрее чем Бугатти!

История ВАЗ 2101 «Копейка»

История ВАЗ 2101 «Копейка»

«Копейка» это целая эпоха в жизни страны, потому что ВАЗ 2101 это не просто еще один советский автомобиль, это явление которое во многом определило жизнь страны 70-х и 80-х годов, и предопределила ее будущее.

«Копейки» ушли из нашей жизни как-то незаметно, как уходит детство, раз и нет. Редко сегодня можно найти ВАЗ 2101 с оригинальной, пусть помутневшей краской, с хромированной телескопической антенной и круглым зеркальцем на ножке.

Мало кому из «копеек» удается достойно встретить старость в окружении блестящих  иномарок на закрытых парковках или в теплых гаражах. Большинство из них сегодня теряют последние оригинальные запчасти, оседланные джигитами и малахольными подростками, а до этого они успели сменить по 25 хозяев. Безусловно, к копейке можно до сих пор относиться, как к дешевой железной каталке, а можно, и это будет правильно, как к части нашей новейшей истории.

Советский Детройт – Тольятти

То, что появление ВАЗ 2101 вызвало революцию очевидно, не меньшую революцию вызвало строительство, фактически с ноля в голой степи целого города-завода – Тольятти. Это был абсолютно новый шаг в автомобилизации «Страны Советов».

Строительство города-завода – Тольятти

Строительство города-завода – Тольятти

Первая копейка сошла с конвейера 19 апреля 1970 года, и машину скатил итальянский инструктор Бенито Гуидо Савоини. Однако в реальности массовое производство автомобилей на ВАЗе началось лишь осенью 70-го года, но работы, прежде всего подготовительные, юридические начались еще в 1966 году, когда в Турин, в штаб-квартиру Фиата начали ездить первые советские делегации, а параллельно в самой стране шел набор, шла вербовка из Горького, из Москвы, из Запорожья. Люди ехали в Тольятти, кто на год, а кто насовсем, для того, чтобы основать новый советский Детройт.

История ВАЗ 2101 «Копейка»

Первая копейка сошла с конвейера 19 апреля 1970 года

И если сам прообраз  «Копейки-Фиат» 124 до сих пор вспоминается, как один из самых удачных послевоенных европейских автомобилей, как машина 1965 года, как одна из «копеек» единственная на все времена. И, похоже, что любовь к первому массовому советскому автомобилю передается у нас уже друг к другу уже на генетическом уровне.

Гонки ВАЗ 2101

Наиболее наглядно превосходство итальянской конструкции проявилось на гоночной трассе. Первые подготовленные для ралли и кольца ВАЗики вышли на старт зимнего трека уже в 71-ом году, а в ралли для них был организован даже отдельный класс.

Гонки ВАЗ 2101

Гонки ВАЗ 2101

«Москвичи», главное оружие наших спортсменов, уходили постепенно в тень, да и в сознании автолюбителей недоверие к итальянской машине сменялось ажиотажем.

Когда автомобиль ВАЗ 2101 назвали «Копекой»?

ВАЗ 2101 назвали «Копейкой» в 1990 году, никому в голову не пришло в прошлые времена назвать такой шикарный автомобиль «копейкой», жигули для России это то же самое, что Ford «T» для Америки.

«Копейка» и Ford «T»

«Копейка» и Ford «T»

Именно жигули поставили Советский Союз  на колеса, также как Ford «T» поставил Америку на колеса.

«Копейка – Спутник»

Копейку сравнивали со спутником, ни больше, ни меньше, а ведь на самом деле итальянцы «впаривая» нам этот проект и, убеждая нас в необходимости именно этого решения во многом лукавили, потому что к тому времени «копейка» была уже для европейского рынка и европейских технологий машиной устаревшей. Фиат 124 уступал место новым, переднеприводным моделям и у нас была возможность взять их, но мы выбрали более простой по конструкции и более отвечавший тогдашним советским технологиям и тогдашнему советскому уровню сервиса машин. И то, что Фиат 124 был очень выгодным контрактом для итальянцев, потому что они фактически продавали заново машину, которую были готовы отправить на пенсию.

История ВАЗ 2101 «Копейка»

Фиат-124

Вот что пишет ВАЗовский конструктор, который принимал участие в запуске «копейки»  Владимир Яковлев в своих воспоминаниях: «В 1969 году Фиат не мог в полной мере обеспечить график поставки позиций изготавливаемых на его заводах, основных причин было две. Во-первых, фирма, прежде всего, обеспечивало собственные нужды, ставились на производство новые модели. Во-вторых, открывались филиалы в Югославии и Польше».

Изменение  конструкции Фиата 124

Что такое передний привод мы узнаем намного позже, в начале 80-х, когда появится сначала восьмая серия  жигулей, а затем и Таврия, которая тоже была разработана на АвтоВАЗе. А тогда на заре 70-х сполна хватало тех инноваций, которые дарила нам «копейка». Как вспоминает еще один знаменитый вазовский конструктор Петр Прусов, который в одно время был даже главным конструктором завода: «Советских представителей категорически не устраивало качество многих узлов агрегата и качество самого кузова Фиата 124». И первые же испытания показали, что в итальянской версии автомобиль совершенно не приспособлен для российских условий. Кузов давал трещины, задние дисковые тормоза тоже не выдерживали российских дорог.

Изменение конструкции Фиата 124

Изменение конструкции Фиата 124

Советские конструкторы, советские специалисты подготовили более 1000 предложений по изменению конструкции Фиата 124 для запуска его в Тольятти. Из этих 1000 предложений реализовано было несколько десятков, но и они сильно изменили конструкцию итальянской машины и более того, как не странно, сделали ее более прогрессивной во многом. Чего стоит только усиленный кузов и перенесение распределительного вала снизу наверх, в отличие от Фиата на Жигулях  стоял верхневальный двигатель.

ВАЗ 2101 «Копейка»

ВАЗ 2101 «Копейка»

Но с другой стороны, как минимум первые два года, производство жигулей держалось во многом на итальянских поставках, на итальянских комплектующих. И, например, сегодня на хорошо сохранившихся «копейках» еще можно увидеть фиатовскую маркировку на стеклах.

Видеоролик - Двигатель ВАЗ 2101 — 2107

Заключение

Копейка породила целый выводок; все эти «четвёрки», «пятёрки», «шестёрки» есть не что иное, как та же «копейка», просто пережившая глубокий советский «фейслифт». И сегодня, и не в последнюю очередь благодаря «Программе утилизации»  эти машины снова находятся на пике популярности, так что «копейка» вечная наша мечта и вечная наша молодость.


См. также


К записи "История ВАЗ 2101 «Копейка»" есть 1 комментарий

У моего деда была копейка — он ее сильно любил ), ездил на дачу, на рыбалку…


Оставить комментарий

Поиск по сайту

Избранное

Интересное в сети
Рекомендуемое к просмотру
Mercedes Benz ML 63 AMG
Веб камера в Москве: Молдагуловой, 22 корп. 1 — На круг
Toyоta Рrius Рlug-In Нybrid/2012

Видео

Избранное видео


Подписка

Подписка на обновления
 Вконтакте Facebook Twitter Google+